СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЭРГОТЕРАПИЯ

Метод Кaстильо Моралес

Кастильо Моралес – аргентинский врач, который занимался реабилитацией детей и взрослых с различными патологиями. Его именем названа методика, которую он разработал в 1977 году. Это комплексный реабилитационно-терапевтический подход, применяемый при коммуникативных и сенсомоторных проблемах, а также при нарушениях функций глотания и жевания у детей и взрослых. Концепция основывается на том, что воздействием на определенные зоны головы и шеи стимулируются мышцы артикуляционного аппарата, развиваются и улучшаются глотательные, жевательные, речевые функции.
 
Метод состоит из комплекса манипуляций, таких как растяжение, давление, точечный массаж головы, шеи и лица, гимнастика, вибрационная техника, занятия со специальными пластинами.

Показания:

  • пониженный мышечный тонус
  • ДЦП
  • задержка сенсомоторного развития
  • генетические синдромы
  • расщелина губы и неба
  • ЧМТ, хирургические вмешательства
  • дизартрия
  • неврологические заболевания

Коррекция стоп по методу Цукунфт-Хубер

Метод был разработан в Германии в 1992 году. Автором является Барбара Цукунфт-Хубер. Подход основывается на нейрофизиологии. У каждого человека есть генетически заложенные программы, которые реализуются в течение жизни. Правильная постановка стопы относится к таким врожденным программам. Коррекция стоп по этой методике безопасна и безболезненна. Терапевт осуществляет ее с помощью специальных упражнений и техник. Работа ведется лежа, на животе, на боку или сидя при возможности.
 
Сгибания, разгибания, отведения под определенным углом, а также массажи способствуют снятию гипертонуса нижних конечностей, увеличивает амплитуду движения суставов. Таким образом постепенно стопы и ноги принимают правильное физиологическое положение. После каждого коррекционного занятия ноги фиксируются эластичным бинтом. Это помогает сохранить результат терапии, не ограничивая свободу и не создавая дискомфорта. Данный метод плодотворно влияет на общее состояние ребенка, его координацию и подготавливает тело к вертикальному положению.
 
Наши специалисты обучают родителей для того, чтобы они продолжали самостоятельно заниматься с ребенком дома. Требуются ежедневные тренировки 2-3 раза в день по 10-20 минут.

Показания:

  • деформации различной этиологии (вальгусные, варусные, эквино-варусные, пяточные, плоско-вальгусные и др.)
  • врожденная косолапость

Сенсомоторная интеграция

Изначально понятие сенсорная интеграция предложила в 1963 году Джин Айрес – психолог из Америки. По ее наблюдениям поведенческие проблемы тесно связаны с сенсорным восприятием получаемой извне информации, то есть со способностью человека с помощью слуха, зрения, обоняния и тактильно получать сигналы от окружающей среды, обрабатывать ее и выдавать соответствующие реакции. Методика представляет собой комплекс упражнений, включая телесноориентированные игры. Основной целью данной методики является развитие сенсомоторного интеллекта, формирование или улучшение навыков движения, координации, равновесия. Занятия включают различные приемы и техники, используется сенсорно-динамическое оборудование. Например, специалисты занимаются с детьми на нейробатуте, нейротренажере, в нейросенсорной комнате, с тактильными платформами – специальными дорожками с разнородным рисунком и покрытием.

Показания:

  • задержка психомоторного развития
  • СДВГ
  • аутизм
  • детский церебральный паралич
  • синдром Дауна
  • зрительные, слуховые нарушения

Эрготерапия

Дословно эрготерапия означает лечение посредством деятельности. Целью этого метода является восстановление двигательных возможностей, утраченных вследствие заболевания или травмы, улучшение качества жизни. Подход направлен на то, чтобы адаптировать ребенка к повседневной жизни, обучить выполнять бытовые действия самостоятельно. Какие навыки отрабатываются: захват предметов, прием пищи, рисование и письмо, координация и мелкая моторика рук. Также польза отмечается для общего физического развития, укрепления мышечного корсета, улучшения зрительно-моторных функций.
 
Эрготерапевт составляет персональный план занятий, поскольку важно не только учитывать диагноз и текущее состояние, но и окружающую обстановку, привычки и особенности пациента. Работа ведется во взаимодействии с родителями: врач показывает и рассказывает, как закреплять полученные навыки в домашних условиях и как не усугубить ситуацию. Помощь данного специалиста необходима детям при различных неврологических нарушениях, задержке развития, после перенесенных операций. Также доктор поможет организовать распорядок дня, составит оптимальную программу тренировок и даст рекомендации по уходу за ребенком.

Терапия рук и развитие мелкой моторики

Точные и скоординированные движения кистей и пальцев – жизненно необходимые навыки, благодаря которым совершаются ежедневные простые действия – от приема пищи и застегивания куртки до рисования и письма. Терапия рук – медико-педагогический раздел, который входит в реабилитационную терапию детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата, преимущественно верхних конечностей.
 
Методика направлена на формирование и развитие мелкой моторики во взаимодействии с нервной и зрительной системами, координацией в пространстве. Речь также тесно взаимосвязана со способностью манипулировать маленькими предметами. Занятия в этом направлении эффективно стимулируют и запускают речевые процессы. Специалист подбирает индивидуальную программу. Комплекс мероприятий включает специальные упражнения в игровой форме, пальчиковую гимнастику, используются вспомогательные средства, например, лепка, пазлы, конструктор.